Более 60 лет назад в Ленинграде был спущен на воду атомный ледокол «Ленин». Он стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Сегодня таких ледоколов в мире уже десять, все они были спроектированы в СССР и России – Россия является единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов.
Более 60 лет назад в Ленинграде был спущен на воду атомный ледокол «Ленин». Он стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Сегодня таких ледоколов в мире уже десять, все они были спроектированы в СССР и России – Россия является единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов. Один из атомных ледоколов – лихтеровоз «Севморпуть» – построен на керченском заводе «Залив». С грузом сквозь льды «Севморпуть» – грузовой ледокол (лихтеровоз) с атомной силовой установкой – заложен в Керчи на судостроительном заводе «Залив» в ноябре 1984 года, спущен на воду в феврале 1986-го и введён в строй в 1988 году. Позже планировалась постройка второго такого же корабля, но с развалом СССР работа над ним на «Заливе» была прекращена.
Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах (специальные грузовые контейнеры) в отдалённые северные районы. Лёд метровой толщины для «Севморпути» не преграда – он спокойно прокладывает путь сквозь эту мерзлоту. За счёт ядерной установки атомоход может находиться в плавании неограниченное количество времени, и при полной загрузке может принять на борт 74 лихтера весом 300 т каждый. Палуба атомохода «Севморпуть» оборудована специальным погрузочным краном, который имеет п-образную форму и может двигаться по рельсам вдоль корпуса судна. Прочность палубы такова, что лихтеры устанавливаются в два яруса по высоте, ещё один ряд находится в трюмах.
Первые годы «Севморпуть» работал на международных линиях Одесса – Вьетнам – Владивосток и Владивосток – КНДР. В 2007 году его вывели из эксплуатации, однако в 2013-м был подписан приказ о восстановлении «Севморпути» – и 6 мая 2016 года обновлённый лихтеровоз вышел из Мурманска в свой первый рейс на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания.
А вообще с момента своего спуска с верфи атомоход перевез более 1,5 млн т грузов, при этом его энергетическая установка перезаряжалась всего дважды: в 1994 и 2001 годах.
Самый большой корабль
Самым крупным судном, построенным в СССР, стал танкер «Крым»: 295 метров в длину, 45 – в ширину, с высотой борта 25,4 метра и водоизмещением 180 тыс. т. В резервуары этого гиганта вмещается такое количество нефтепродуктов, на перевозку которого потребовалось бы 40 железнодорожных составов. Надо ли говорить, что и этот уникальный корабль построили на керченском «Заливе»? Для Керченского судостроительного завода этот проект стал одним из главных в его «производственной биографии». Именно с постройки «Крыма» завод начал выпускать крупнотоннажные суда: танкер «Крым» стал первым судном из шести советских супертанкеров. В апреле 1974-го «Крым» был спущен на воду, а 1 января 1975 года приписан к Новороссийскому морскому пароходству.
До постройки «Крыма» опыта создания супертанкеров в Советском Союзе не существовало. Поэтому оборудование первого супертанкера состояло преимущественно из впервые разработанных узлов, механизмов и систем – таковых насчитывалось более трёх сотен. Большая их часть не проходила предварительных стендовых испытаний: попросту не существовало стендов для испытания оборудования столь гигантских размеров. Поэтому в свой первый рейс супертанкер вышел довольно «сырым». Но при этом оказался весьма надёжным и безаварийным (хотя авария на нём могла повлечь катастрофические последствия).
В 1989 году танкер «Крым» был продан во Вьетнам и сменил название на Chi Linh. Под этим именем он и трудится до сих пор – но уже как плавхранилище.
«Победа» со Знаком качества
Став символом технического прогресса в конце 1970-х, «стальные мамонты» (так прозвали танкеры) превратились в постоянную угрозу загрязнения морей и океанов. По подсчётам ученых, в результате аварий и сброса грязной балластной воды с танкеров в Мировой океан ежегодно попадало от 6 до 15 миллионов тонн нефти. Когда у берегов Британии в марте 1980 года затонул американский супертанкер «Амоко Кадис», выливший в море 220 тысяч тонн нефти, это повлекло за собой сильнейшее загрязнение прибрежного района Франции, последствия которого сказываются по сей день. В 1981 году из дока завода «Залив» был выведен и спущен на воду первенец новой серии советских нефтеналивных судов – крупнотоннажный танкер «Победа». Успешно пройдя все испытания, «самый чистый», как его окрестили, танкер «Победа» отправился в порт постоянной приписки – Новороссийск. Почему «самый чистый»? Потому что это судно длиной 243 м, шириной более 32 м и высотой 18 м имеет двойное дно и двойные борта, что исключает возможное загрязнение морской воды. В 1983 году танкер «Победа», воплотивший в себе последние достижения отечественного кораблестроения, был удостоен высшей оценки – Государственного знака качества. В последующие годы керченские судостроители спустили на воду ещё шесть танкеров этой серии.
Изгнание «Йорктауна»
В 1970-1992 годах на заводе «Залив» построили 15 сторожевых кораблей. Один из них, «Беззаветный», прославился своим навалом (так называют соприкосновение кораблей бортами – случайное или умышленное) на крейсер ВМС США «Йорктаун» в 1988 году. Кто не знает, дело было в Крыму, в море в районе Фороса.
12 февраля 1988 года американские корабли – ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» – пройдя турецкие проливы, вошли в Чёрное море. Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского флота. Командующему Черноморским флотом был отдан приказ в случае нарушения госграницы действовать решительно. В эту операцию назначили два сторожевых корабля: «Беззаветный» и СКР-6. Американцам несколько раз передали сообщение о недопустимости пересечения ими территориальных вод СССР. Однако на все предупреждения они отвечали лишь: «Ничего не нарушаем. Действуем согласно международным правилам» и продолжали двигаться в сторону нашей водной границы. В итоге границу они нарушили, и наши корабли, как и предупреждали, перешли от слов к делу: оба черноморских сторожевика, резко увеличив ход, начали навал на вдвое более крупные американские суда. В 11:02 «Беззаветный» навалился на левый борт «Йорктауна», со скрежетом прошёлся по нему и повредил вертолётную площадку крейсера и его кормовые надстройки, а также ракетные установки «Гарпун». (Тем временем СКР-6 навалился на левый борт эсминца «Кэрон», повредив ему шлюпку и шлюпбалку.) В 11:40 командующий Черноморским флотом передал на «Беззаветный» и СКР-6 приказ из Москвы: «Отойти от кораблей США, передать им требование покинуть территориальные воды СССР. Быть готовыми к повторному навалу». Отойдя от американских кораблей, сторожевики продолжили сопровождение нарушителей в полной готовности к повторению манёвра. Однако необходимость в этом отпала: американцы покинули наши территориальные воды и взяли курс в сторону Босфора.