Михаил Михайлович Зощенко очень ценил время, проведённое на крымской земле, именно здесь он черпал вдохновение для своих произведений, любуясь местными пейзажами, которые пленили не одно творческое сердце.
Михаил Михайлович Зощенко очень ценил время, проведённое на крымской земле, именно здесь он черпал вдохновение для своих произведений, любуясь местными пейзажами, которые пленили не одно творческое сердце.
Но приехал он сюда не по собственному желанию. По состоянию здоровья писателя доктора рекомендовали ему посетить Крым. В тот момент писатель находился в глубокой душевной депрессии и творческом кризисе, и искренне верил, что климат полуострова и удивительная природа нашего края смогут вернуть его к нормальной жизни и творчеству. С тех пор автор не раз посещал Крым, наслаждаясь уже знакомыми и полюбившимися видами.
Впервые Зощенко посетил полуостров в начале двадцатых годов ХХ века и, пребывая в Ялте, стал очевидце крымского землетрясения 1927 года. Это произвело неизгладимое впечатление на писателя и отразилось в его произведениях. А как то писатель, вспомнив былые навыки следователя, приехал в Севастополь, чтобы «разродиться» потом, в середине 1936 года, прекрасным историческим очерком «Черный принц». Также автору удалось отразить и события Крымской войны и обороны Севастополя в 1854-1855 годах и огромное количество образов и деталей, которые характерны только для нашего полуострова.
Биография сатирика
Михаил Михайлович Зощенко – один из великих русских писателей, драматург, сценарист и переводчик, родился 29 июля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был художник-передвижник, мама выходила на театральные подмостки как актриса и писала детские рассказы.
В гимназии будущий писатель учился плохо, причём хуже всего дело обстояло с русским языком и литературой. При сдаче экзамена, за своё сочинение он получил единицу, хотя к тому моменту мальчик уже решил стать писателем.
Сочинять он начал в 8 лет. Сначала это были стихотворения, потом рассказы. В 13 лет стал автором рассказа «Пальто». После окончания гимназии Михаил Зощенко становится студентом Императорского университета, выбрав юриспруденцию. Но через год его отчислили – платить за учёбу было нечем. Пришлось идти работать.
С осени 1915 года он уже воевал на фронтах Первой Мировой или, как её тогда называли, Великой войны. В 21 год, в ноябре 1915 года, получил первое ранение и первого «Святого Станислава» – третьей степени с мечами и бантом. Потом были «Анна» четвёртой степени «За храбрость», чудесное исцеление от тяжелейшего отравления, «Святой Станислав» второй степени с мечами, возвращение на фронт, «Анна» третьей степени с мечами и бантом, «Святой Владимир» четвёртой степени.
Результатом пережитой им газовой атаки стал порок сердца и мучительные приступы, преследовавшие писателя всю жизнь.
После Февральской революции Михаил Михайлович кем только не работал - начальником почт и телеграфов, комендантом почтамта Петрограда, адъютантом Архангельской дружины, при советской власти – секретарём суда, инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии.
Снова воевал – уже на фронтах Гражданской войны. После служил агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником… А вот отдушиной для будущего классика была литературная студия Корнея Чуковского при издательстве «Всемирная литература».
В 1919 году Михаил поступает в литературную студию, где его наставником был Корней Чуковский.
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей молодой Страны Советов. Его рассказы были востребованы среди представителей всех общественных слоев, а коллеги пытались вычислить формулу успеха. Горький считал, что секрет в правильном соотношении иронии и лирики, Чуковскому центром творчества Зощенко виделась его борьба с черствостью в человеческих отношениях. Но на самом деле Михаил Михайлович просто умел отдыхать в нужное время, в нужном месте, причем не расслабления ради, а для того, чтобы не дать расслабиться другим.
В то далекое время, в 30-е годы прошлого века, когда в набор шёл очередной рассказ Михаила Зощенко, типографские рабочие получали такой заряд спинального тонуса, ухахатываясь до свода скул, что их «оджас», пиковая энергия, позволял регенерировать вкус будущих «строителей коммунизма» к жизни на целую неделю вперед…
«К военной службе не годен», - такой отказ Зощенко получил в военкомате в первые дни Великой Отечественной войны. Остался в Ленинграде и вместе со своим сыном дежурил на крыше дома в противопожарной команде. Его писательский талант пригодился в агитационном деле: антифашистские фельетоны в газетах и на радио имели большой успех. А в сентябре 1941 года Зощенко в приказном порядке эвакуировали сначала в Москву, а после в Алма-Ату.
О поклонниках
Было время, когда, по свидетельству современников, «вряд ли был… писатель в Советском Союзе более популярный, чем Зощенко» и «все глаза зажигались улыбками всюду, где он появлялся». На рубеже 20-30-х годов книги сатирика выходили одна за другой, а журналы дрались за право печатать его рассказы. Короткие крайне смешные рассказы Зощенко имели колоссальный успех, да и кто из нас не хохотал до упаду над всеми этими зощенковскими фразочками вроде «собака системы пудель», «имел с ней уединенцию» или всенародно любимым «Не пей! С пьяных глаз ты можешь обнять своего классового врага!». Открывая же для себя рассказы Зощенко, читатель того времени часто полагал, будто герой-рассказчик и есть сам писатель - простые люди принимали сатирика «за своего», и их тянуло к этому веселому парню из народа, потому поклонники Михаила Михайловича часами стояли в подворотне его дома, обрывали телефон, толпами валили на творческие вечера… Но на самом деле умный и образованный Зощенко, конечно, не только не говорил в жизни языком своих героев, но и вообще был прямой их противоположностью: интеллигент, дворянин, утонченный, ранимый человек с обостренным чувством справедливости, он не любил панибратства и вовсе не желал идти на близкий контакт с этой частью своих обожателей. Правда, были среди восторженных почитателей его творчества и другие - те, кто понимал истинную мораль произведений, и, конечно, литературные эстеты, смаковавшие филологические изыски особенного зощенковского языка.
Люди, близко знавшие Михаила Михайловича отзывались о нем всегда крайне положительно: «за всю мою жизнь не приходилось мне встретить человека, равного ему по благородству и душевной тонкости», «очаровательный собеседник, огромная эрудиция которого облекалась в столь изящную форму». Или вот еще такие фразы: «он уважительно относился к людям и притом к самым разнообразным», «Зощенко был страстно убежден, что человеческое достоинство нельзя унижать ни при каких обстоятельствах». Все это были не пустые вежливые слова мемуаров - Михаил Михайлович в тяжкие времена репрессий и правда не бросал друзей в беде, помогал, чем мог: давал деньги (причем большие), проявлял искреннее участие, не боясь тоже оказаться «под колпаком», да и в обычной жизни вел себя крайне уважительно по отношению к другим. Вот, например, игра в бильярд в Коктебеле: Зощенко трижды обыграл своего соперника, после чего сказал ему: «Да. Я действительно выиграл у вас сегодня три партии подряд. Но это случайность. Вы все же играете лучше меня». Своей внутренней интеллигентностью и тонким юмором он очаровывал всех - и мужчин, и женщин. Что касается юмора - вот простая фраза из самого обычного письма Зощенко: «Питание здесь роскошное. Об этом можно написать целую поэму. Я впервые вижу, что так люди жрут». Что касается женщин - они просто млели от красавца Зощенко.
Почти мистическая популярность у дам этого мужчины, бесспорно красивого, мягко-обходительного, знаменитого, да к тому же одного из самых богатых в Советском Союзе, даже нашла отражение в стихах Владимира Маяковского: «И рисуется ее глазам уж, что она за Зощенку выходит замуж».
Сам Зощенко об этой стороне своего успеха в одном из писем (заметьте, к возлюбленной) рассказывал так: «На записки (из публики) отвечал лихо. Штук 10 записок - вопросы: женат ли я и свободно ли мое сердце. В одной записке указывался адрес и описывалась наружность подательницы записки… Уж скорей бы мне постареть. А то меня женщины «портят» и заставляют думать о себе иначе, чем должно быть». Но, несмотря на некоторое кокетство, сердце писателя было открыто для новых романов - прелестницы сменяли одна другую, однако со всеми своими бывшими пассиями Зощенко умудрялся оставаться в хороших отношениях и часто серьезно помогал им в тяжелые времена.
Среднестатистический курортник
Знакомый и современный нам Крым, веселый полуостров, полный нелепых отдыхающих, открыл Зощенко.
Одним из наиболее характерных рассказов Михаила Зощенко 20-х годов литературоведы считают «Кузницу здоровья».
Рассказ этот, само собой, о чудодейственной силе Крыма, вернее о среднестатистическом курортнике, ожидающем, что после отдыха на полуострове его жизнь наверняка и насовсем изменится к лучшему. «Зощенко хотел показать нам, что даже простой, забитый обыватель способен «возродиться» и стать открытым для общества человеком», — пишут в своих научных статьях ученые мужи. Современным пиарщикам полуострова, желающим привлечь в Крым как можно больше туристов, неплохо было бы учесть такой подход.
Хотя, на самом деле, рассказ не об этом. Зощенко просто приготовил для читателя то, что было под рукою, приправив «блюдо» из собственных наблюдений фирменной иронией и даже изрядной долей цинизма. Вот у кого бы поучиться современным блогерам, чтоб и популярно, и не слишком тупо и в лоб получалось.
Впрочем, судите сами:
«...Родственники видят — неладно с парнем. Стали насчет Крыма хлопотать. А то сам не может. Схлопотали.
Поломался, поломался парень, но поехал.
Полтора месяца его там держали. Купали и в ногу какую-то дрянь вспрыскивали.
Наконец вернулся. Приехал.
Это ахнуть можно было от удивленья. Морда, конечно, черная. Лопнуть хочет. Глаза горят. Волосья дыбом стоят. И вся меланхолия пропала... Крым — это форменная жемчужина, как человека обновляет!»
Говорят, Крыму Зощенко обязан не только этим, бесспорно удачным рассказом, но и одной из своих наиболее ярких цитат: «Спи скорей — твоя подушка нужна другому».
Этот перл из более позднего литературного произведения, опубликованного во второй половине 30-х годов. Рассказ «Спи скорей» о путешественнике и его попытках уснуть в номере провинциальной гостиницы. Номер этот прямо-таки олицетворение плохого сервиса, в нем есть все «прелести», способные довести курортника до истерики — и разбитое окно, и лужа посреди помещения, и колченогая мебель, и прыгающая кавалерия клопов, и наплевательское отношения персонала, и скандальная соседка, и путаница с документами. В качестве колыбельной, чтобы все-таки как-то уснуть, герой рассказа повторяет фразу: «Спи скорей — твоя подушка нужна другому». Мол, эти слова якобы украшали Дом крестьянина в Феодосии, где измученный бессонницей страдалец отдыхал в прошлом году. Параллели, конечно, не совсем лицеприятны, однако то, что вышеупомянутая, в пух и прах раскритикованная гостиница в итоге осталась без конкретного адреса, уже хорошо. Хочется верить, что к Крыму она не имеет никакого отношения.
Детский писатель
Зощенко любил детей, был с ними открыт и доверчив, легко чувствовал себя в их компании. В самые трудные для себя годы гонений, когда его книги были запрещены и изъяты из библиотек, писатель обратил свой взор к самой благодарной аудитории – детям. Он стал детским писателем. Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей – это рассказы о собственном детстве писателя – «Лёля и Минька», где удивительным образом сочетаются серьёзность и искрометный юмор.
Михаил Зощенко как-то сказал: «Маленький читатель – это тонкий и умный читатель, с большим чувством юмора». Его рассказы – прекрасный выбор для семейного чтения. Читайте его рассказы детям, если желаете ненавязчиво объяснить им, что такое добро и зло, как себя вести в обществе, как найти друга и не потерять дружбу, как стать смелее, решительнее, самостоятельнее. С героями книг Зощенко скучать не придётся!
Жизненные невзгоды привели Зощенко к преждевременной смерти, наступившей 22 июля 1958 года. «Союз писателей» не дал разрешения похоронить М. Зощенко с почестями в Ленинграде. Он нашел покой в пригородном Сестрорецке, где Михаил Михайлович владел половиной дачи.