28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России установлено празднование Дня крещения Руси. Более 1000 лет назад у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории.
«Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского»
Святитель Николай (Велимирович)
28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России установлено празднование Дня крещения Руси. Более 1000 лет назад у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории. Равноапостольный князь был не только просветителем и крестителем, он был любящим отцом для своего народа, подвигнувшим его державной рукой на путь в Царствие Небесное. И на этом пути множество подвижников просияло святостью, став основанием и частью того, что мы сегодня называем Святой Русью.
А что же в наши дни? В чем и как могут люди, облеченные властью сегодня, подражать святому князю, чтобы приблизить свой народ к идеалам Святой Руси? А все мы чем и как можем по-настоящему почтить память святого князя в своей жизни, своих поступках и делах? Обратимся к пастырям с просьбой дать ответы на эти вопросы.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. Колчаново (Санкт-Петербургская митрополия):
– Святому равноапостольному князю Владимиру мы обязаны духовным рождением нашего народа. Не по плоти, а по духу – Бог через него призвал народ наш из тьмы к свету, ко Христу.
Нет сомнений в том, что историческая роль князя Владимира совершенно уникальна. И все, что мы имеем: сокровище веры, духовную культуру нашего народа и всю последующую историю, освященную Церковью, – мы бы не имели, если бы Господь не воздвиг этого святого, который взял на себя крест, сделав исторический выбор и совершив настоящий поворот.
А ведь князь Владимир мог осуществить совсем другой выбор. Как известно, ему предлагали разные варианты вероисповедания: и ислам, и иудаизм, и – в рамках христианства – католический вариант. Но он выбрал именно Православие, что и определило судьбы всего нашего народа.
Понимание этого очень важно, в том числе и для современной власти, которая считает возможным дистанцироваться от какого бы то ни было нравственного выбора. И всегда подчеркивает, что в некотором смысле она, власть, предопределена различными законами, конституциями, какими-то мировыми трендами, а потому, мол, вряд ли мы можем что-то сделать сами… Это совершенно не так. Пример князя Владимира – как раз пример личности в истории, когда правитель берет на себя историческую ответственность, в том числе за народы, а не уходит от ответственности, ссылаясь на какие-то туманные макроэкономические законы или международные глобальные интересы. И в этом смысле образ князя Владимира совершенно актуален и в политическом контексте.
Сегодня перед Церковью стоит, по сути, та же задача, что стояла перед князем Владимиром, – задача евангелизации нашего народа, который только внешне является христианским, а по сути пребывает еще во тьме язычества. Миссия князя Владимира должна быть сейчас осознана как наиболее актуальная для всего церковного сообщества.
Хочется всех поздравить с этим замечательным и важнейшим днем в нашей истории и пожелать, чтобы и образ князя Владимира, и память его, и эта дата стали дополнительным объединяющим началом в нашем разрозненном обществе
Иеромонах Симеон (Томачинский), руководитель Издательства Сретенского монастыря:
– В лице святого князя Владимира, просветителя Руси, мы видим замечательный пример того, как правитель, познав истину, не стесняется всенародно свидетельствовать о ней, хотя это и неудобно – потому что противоречит прежним его взглядам, и обременительно – потому что придется менять жизнь в соответствии с убеждениями, и неполиткорректно – потому что большинство вокруг придерживается иных религиозных воззрений.
Святой Владимир не насаждал веру огнем и мечом, однако последовательно отстаивал свой цивилизационный выбор, как об этом рассказывает «Повесть временных лет». Не просто заявлял: «Я православный атеист» или «Я верю в добро», что при желании всегда можно интерпретировать в нужном ключе, а прямо говорил о своей вере и – главное – не только говорил, но и в своих поступках следовал ее ценностям.
Каждому из нас, и руководителям государства – в особенной степени, приходится сталкиваться со стремлением изгнать всякий религиозный дискурс из общественного пространства, с запретом самой возможности внутренней религиозной мотивации человека, с требованием поклониться идолу релятивизма. Скоро «либеративная демократура», по выражению Пелевина, запретит не только высказываться на тему гей-парада или эвтаназии, но и давать любую оценку в свете христианской нравственности, а тем более – говорить о православной цивилизации. Однако если мы ощущаем себя наследниками великой традиции, последователями святого князя Владимира, гражданами Святой Руси, то, наверное, не стоит бояться чужих насмешек, непонимания и даже злобы, когда речь идет о защите тех ценностей, которые мы получили от Бога.
Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:
– Мне кажется, что прежде, чем задаваться вопросом о том, в чем могли бы власть имущие подражать равноапостольному князю Владимиру, стоило бы спросить: а есть ли у кого-то сегодня такое желание? Ради чего люди приходят во власть? Что для них стоит на первом месте: власть как ответственность, как долг перед теми, кто наделил их соответствующими полномочиями, перед народом... Или же власть как возможность удовлетворения своих личных желаний, стремлений, амбиций, нужд? Думаю, что если для людей, которым присущ первый тип отношения к власти, было бы естественно подражать князю Владимиру, то для тех, кому ближе второй тип, вопрос о подражании крестителю Руси вряд ли стоит.
В чем это подражании в принципе могло бы заключаться... Прежде всего – в стремлении к личной праведности, чистоте жития, а изначально – к жизни по совести. Ведь правитель, как и отец семейства, только тогда может научить чему-то по-настоящему доброму свой народ или своих чад, когда подает им соответствующий пример. И отец в семье, и правитель в своей стране находятся на очень видном месте, и ни от детей, ни от народа не скроешь своих поступков, своих сердечных расположений, какой ты есть, таким тебя и будут видеть.
Что требуется от власть имущего, если он не только по имени, но и в самом деле христианин? Памятование о том, что он должен будет дать ответ за свой народ и за свое управление народом не только и не столько перед людьми, но и перед Богом. Это памятование и все остальное определяет, в том числе и готовность более заботиться об интересах и нуждах людей, нежели о своих.
Впрочем, думаю, что актуальней на самом деле вопрос о том, чем можем почтить память благоверного князя Владимира все мы – те, кто благодарен ему за сделанный им однажды выбор, те, к чьей судьбе таким образом он причастен, для кого он тоже, как и для всей тогдашней Руси, Креститель. Более всего в его собственной жизни лично меня поражает стремительность тех изменений, которые произошли в нем самом. Превращение из варвара-язычника, из жестокого воина-убийцы, из владельца целого «гарема» в того, кого народ с любовью именовал «Красным солнышком». Чудо подобного превращения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни - лучшая дань памяти святому правителю древней Руси...
Диакон Павел Сержантов, клирик храма Живоначальной Троицы на Грязех (г. Москва), сотрудник редакции журнала "Альфа и Омега", преподаватель ПСТГУ:
– У людей, облеченных властью, существует особый соблазн – воспринимать свое положение как привилегию. Великий князь Владимир преодолел этот соблазн. В своей высокой должности он видел служение, а не набор привилегий. Поэтому история сохранила о нем благодарную память. А в народе его прозвали Красным Солнышком. После лютой зимы пришло солнышко, стало больше света и радости, забурлила жизнь. Слава Богу, и сейчас есть такие начальники, о которых подчиненные говорят: «После его назначения мы свет увидели. Идеализировать его не надо, конечно. Но вы бы знали, какая у нас беспросветная ситуация была до того, как он на руководство пришел».
Прославим нашего духовного просветителя Владимира, идолы поправшаго. Великому князю подражать – дело трудное. Но можно подражать в малом, в посильном. Идолы при Владимире были и сейчас есть. Идолов активно насаждают неоязычники, оккультисты. Есть и менее очевидные идолы – наши собственные страсти. Греховная страсть для человека является кумиром, он страсти служит, как Богу надо бы служить. Почитая память равноапостольного князя, будем попирать этих идолов беспощадно, бороться против них, и да поможет нам Бог.
Протоиерей Андрей Грицышин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Дубровицы (Подольское благочиние Московской епархии):
– Начиная с князя Владимира, просветившего Русь верой христианской, именно христианство стало средоточием духовной и культурной жизни в нашей стране. Все лучшее, что было и есть в русской истории: культуру, искусство, архитектуру, музыку, – невозможно отделить от истоков Православия. Это богатейшее наследие, которое, можно сказать, касается лично тебя, и ты сможешь черпать из него вдохновение и ощутимую поддержку в жизни.
Давайте на миг представим, каким был князь Владимир. В молодости он являл собой воплощение всего языческого, что только могло быть. У него был гарем на 800 жен и наложниц, при нем происходили человеческие жертвоприношения. Но, слушая разных проповедников, он задумался: какова же вера истинная? И замечательно, что, когда благодать Божия коснулась его сердца, Владимир выбрал православную веру.
Насколько же тогда он изменился внутренне! В этом, можно сказать, символ крещения всякого человека. И поскольку князь Владимир был правитель, то это изменение внутреннее повлекло за собой и перемены в жизни государства. Он сразу бесповоротно оставил все свои языческие грехи и страсти. Он распустил гарем и женился на христианской принцессе Анне. Владимир стал очень милостивым князем – известна даже просьба бояр, чтобы он был более суров с преступниками, так как князь боялся нарушить христианскую заповедь, прибегнув к суровым наказаниям, и даже отменил смертную казнь. Он весь был наполнен светом, любовью. И он повел свой народ за собой, приобщив русичей к православной вере. За что они и назвали его Владимиром Красное Солнышко.
Чему могут научиться у святого Владимира представители власти сегодня? Наверное, это тем качествам, которые были в полноте у самого князя, – милосердию, вниманию к ближним, заботе о своем народе, честности и справедливости. Уверен, что эти качества не будут лишними в нашей жизни – не только у представителей власти, но и у любого человека.
А мы, чтобы почтить память равноапостольного князя Владимира, должны знать свою историю, чтить и развивать его деяния. И не случайно, что на Архиерейском Соборе 2008 года было установлено особое празднование в честь святого князя Владимира – в календаре церковном день 15/28 июля выделен теперь красным цветом. Более того, государство установило отмечать в этот день праздник – День крещения Руси.
Я полагаю, что каждый человек может принимать деятельное участие в этом праздновании, в частности рассказывая своим детям о славных страницах нашей истории. Не секрет, что у наших чад сегодня, увы, много иных кумиров, иностранных и странных (например, так называемый «человек-паук»). И дети не знают азов русской истории, а о князе Владимире судят по тому мультику, который, мягко говоря, не совсем отражает образ этого великого сына Руси. И в этом плане достойно сожаления, что в наших школах крайне медленно внедряется курс «Основы православной культуры».
У меня самого пятеро сыновей, и самый старший носит имя Владимир. Он родился 24 июля – в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Помню, тогда встал вопрос: как его назвать? И тут мне пришла в голову мысль: ведь как раз через четыре дня – память святого равноапостольного князя Владимира. А Владимир был внуком Ольги, первой княгини-христианки. Именно она учила своего внука в раннем детстве христианским молитвам, говорила с ним о Христе и Богородице. Так что есть связь не только родственная, но и духовная, ибо именно князь Владимир стал продолжателем дела святой равноапостольной княгини Ольги.
Сейчас мой сын Владимир уже учится в МГУ, подрастают младшие… Я думаю, Отчизне будет лучше, если все российские дети станут воспитываться и жить по заветам святого князя Владимира.
Священник Димитрий Шишкин, настоятель прихода Покрова Божией Матери в селе Почтовом (Крым):
– Прежде всего, надо бы, ох как надо бы, чтобы у каждого нашего «князя» была такая же чудесная бабушка, какая была у равноапостольного князя Владимира. Ну, пусть не такая сановитая и державная, но чтобы вера у нее была такая же крепкая и любовь… потому что мы видим, что вера правая, соединенная с любовью, обязательно приносит благие плоды.
Но это замечание относится к тем бабушкам, младенствующие внуки которых только еще в далеком будущем, возможно, станут «князьями». А что касается нынешних правителей и властителей, то даже если жизнь их, мягко говоря, далека от христианских идеалов, то им не плохо бы вспомнить о том, что и князь Владимир был от этих идеалов одно время весьма далек, но любовь к правде и красоте, решимость покориться Истине помогли ему совершенно преобразить свою жизнь, и он не посчитал, что это уже поздновато делать, и не оглянулся на то, что скажут почтенные партайгеноссе.
Ведь был же такой антипример – а именно отец князя Владимира. Святослав, говорят, склонялся сердцем к Православию, да побоялся пойти против дружины, побоялся, что та его «не поймет»…
А вот сын его, князь Владимир, будучи до срока ярым язычником, с принятием православной веры совершенно преобразился.
Он оставил блудную жизнь (ведь немало наложниц имел), и оставил, думается, не потому только, что так надо было, а именно потому, что сердце его преобразилось, переменилось совершенно и, будучи омыто благодатью, уже не могло, не желало прикасаться к нечистоте, принимать скверну.
Был он жесток до крещения, а после переменился настолько, что, говорят, сами епископы убеждали его в необходимости карать преступников, уговаривали, потому что боголюбивый князь, помня о прежних своих согрешениях, других людей хотел уже только миловать.
Думал он, надо полагать, до крещения в первую очередь об интересах собственных и ближайшего своего окружения, а после крещения так полюбил народ, что воистину сделался ему отцом и по любви своей к простым людям стал именоваться ими ласково Красным Солнышком.
Конечно, преображение это княжеского сердца, княжеской жизни произошло удивительным и даже чудесным образом, но все-таки и не без его воли. Так что главным образом в этом – в желании жить по правде Божией – и могут и должны подражать великому князю его наследники если не по крови, то по призванию, по дару управления людьми. И хорошо бы им помнить, что этот именно дар дан им для мудрой заботы о своем народе, для попечения о его духовных и телесных нуждах, а не для личной наживы. Простая вроде бы истина, а как часто человек настолько удаляется от правды, что нечто простейшее, но важнейшее в жизни считает уже чем-то несущественным и горько потом расплачивается за такое свое легкомыслие и беспечность.
Ну, а что касается всех нас, «простых смертных», то неплохо бы нам помнить слова князя: «Кто друг мне, тот крестись». Только будем помнить еще, что крещением мы называем не только трехкратное погружение в купель, но и приобщение ко Христу, добрую жизнь в согласии с Ним, какой бы скорбной, трудной и мучительной порой она ни была в этом мире, лежащем во зле.
Чем мы можем порадовать своего великого предшественника, чем почтить его святую память? Конечно, только тем, что будем стараться жить по-христиански, основанием своей жизни полагая не многообразные соблазны больного и суетного мира, а слово Божие и его исполнение. И тогда наша жизнь и жизнь наших близких обязательно начнет меняться. И это «малое» преображение милостью Божией, возможно, перерастет в преображение Руси, и она еще подтвердит свое право именоваться Святой. А именно этого и ждет, как думается, великий равноапостольный князь Владимир, молясь Господу о вразумлении и исправлении своего народа.
Так что не будем отчаиваться, видя, что творится вокруг и внутри нас, но станем трудиться по мере сил, прежде всего над своей душой… помогая ближним… все упование возлагая на Господа и помня о том, что «невозможное человекам возможно Богу».
Сайт «Православие.ру»
27 июля 2012 г.