Слава морякам Северного флота

27.03.2025

Ледокол “Александр Сибиряков”, в прошлом британский ледокол, был приобретен Россией в Англии в 1919 году для осуществления грузовых перевозок в Арктике. Получил название в честь знаменитого исследователя Сибири и Арктики Александра Сибирякова.

"Александр Сибиряков" более трех десятков лет провожал караваны судов занимавшихся доставкой людей и продовольствия на полярные станции побережья Северного Ледовитого океана и архипелага Новой Земли. Ледоколу впервые за всю историю освоения Арктики в 1932 под руководством начальника экспедиции Отто Шмидта удалось за одну навигацию пройти без зимовки весь Северный морской путь. 

Командование над пароходом в 1941 году принял молодой капитан Анатолий Качарава. Ему было всего 31 год.

24 августа 1942 года пароход отошел от пристани полярного порта Диксон. На борту — снаряжение, продовольствие, топливо, новый комплект радиостанции, а также смена полярников и новое оборудование для метеостанции на Северной земле.

Но на следующий день его встретил немецкий тяжёлый крейсер “Адмирал Шеер”, который вёл поиск союзнических караванов и морских карт, с маршрутами северных конвоев союзников, поставляющих в СССР по ленд-лизу с Запада технику, оружие и продовольствие

 Встреча с крейсером была для советского парохода неожиданной.

Предупреждения о нахождении крейсера в Карском море штаб Северного ВМФ получил от британского военного представителя в Архангельске, но по непонятным причинам (впоследствии они утверждали, что не поверили ему) выпустили ледокол в море, не предупредив капитана о возможной встрече с немецким крейсером.

На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, был поднят американский флаг, по радио была слышна английская речь, поэтому капитан “Сибирякова” первоначально не смог распознать врага. Лишь после того как из штаба ВМФ ответили ему, что в том районе не может быть американских пароходов, командир советского ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава, дал приказ срочно уйти к ближайшему острову Белуха, до которого было всего лишь 10 миль, чтобы укрыть экипаж и груз. Но было уже поздно. По радио на русском языке прозвучал призыв сдаться.

Капитан вражеского судна был уверен, что советский гражданский ледокол, без серьезного вооружения, без сомнения сдастся. Так обычно поступают все европейские суда. Разве можно противостоять такому стальному монстру как тяжелый крейсер, и он получит всю документацию о путях союзнических караванов и прочих секретных данных. Но капитан просчитался. На гражданском ледоколе был советский экипаж. Заведомо зная, что бой будет ими проигран весь экипаж парохода приняли решение защищаться.

Капитан обратился к подчиненным с краткой речью: «Товарищи! Корабль поднял фашистский флаг. Сейчас начнется бой. Покажем, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!».

Огневая мощь обоих кораблей была просто несоизмерима. Это была неравная борьба Давида и Голиафа. Для защиты от фашистских самолетов ледокол “Александр Сибиряков” был оснащен всего лишь несколькими малокалиберными зенитными пушками, в то время как немецкий крейсер был оснащен артиллерией с огромной мощностью. Броневой зашиты у советского парохода него не было.

 К изумлению немецкого командира, в сторону их корабля полетели снаряды зенитных орудий ледокола. Командир орудия старшина Василий Дунаев из раскалившейся от стрельбы пушки посылал во врага снаряд за снарядом, пока раненый не упал. Но снаряды с ледокола, достигшие германский крейсер, не могли пробить его броню. Осколки лишь разлетались по его палубе, внося хаос в слаженную работу экипажа.  Наши моряки видели, как члены экипажа фашистского корабля падали и что палуба его вмиг опустела.

Ответный огонь немецкого крейсера был просто чудовищный. В «Сибиряков» попало 27 снарядов главного калибра. В результате нескольких попаданий была полностью разрушена радиостанция. Но шифровальщик Михаил Кузнецов, как положено по инструкции, полностью уничтожил секретные документы. Разрушена корма, большинство зенитных орудий и котельное отделение. Взорвались бочки с бензином (около 300 штук). Начался пожар. Часть моряков сгорели заживо. Тяжело ранило капитана. Командование принял комиссар З. А. Элимелах. На аварийном передатчике радист успел сообщить о встрече с немецким крейсером и затем передал на землю последнюю радиограмму: “Горим прощайте”.

По приказу капитана старший механик Бочурко открыл кингстон. Корабль шел ко дну. Старший механик и комиссар отказались покинуть судно. Оставшаяся целой единственная зенитная пушка ледокола продолжала обстрел вражеского корабля. Немецкий крейсер разметал шрапнельным огнем последнее орудие и ее орудийную прислугу, но моряки парохода “ Сибирякова” продолжали отстреливаться стрелковым оружием. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Снаряды тяжелых орудий врага искромсали и на части разорвали славный советский ледокол. Вся палуба была красной от крови моряков. Комиссар обняв флагшток с флагом, весь израненный ушел в морскую пучину вместе с кораблем. Таким образом советский ледокол героически погиб, подобно легендарному “Варягу”, так и не спустив флага.

Экипаж успел спустить оставшиеся целыми две шлюпки, перед тем, как ледокол навсегда скрылся под водой, чтобы достичь близлежащего острова Белуха. Одну из них обозленные фашисты разметали артиллерийским огнем. К оставшейся целой шлюпке был выслан катер для поиска документов с важнейшими сведениями о караванах, ледовой обстановке, кодов, шифров. Однако вся секретная информация, интересующая немецкого капитана крейсера была сожжена. На немецкий катер перешли 18 членов экипажа, в том числе и тяжело раненый капитан. 8 человек отказались перейти на вражеский катер. Кочегар Николай Матвеев во время пленения своих товарищей метнул в немецкого матроса топор. В ответ прозвучала автоматная очередь. Сопротивление оказал еще один матрос и был также расстрелян. 6 человек не желая сдаваться в плен, выбросились за борт в ледяную воду. Этот факт был указан в донесении командира крейсера.

«Адмирал Шеер», утратив преимущество неожиданности, уже не смог нанести северным транзитным коммуникациям СССР ощутимый урон. Несмотря на то что после встречи с ледоколом крейсер обстрелял порт Диксон, повредив несколько судов, основной задачи он не выполнил.

18 израненных и обгоревших моряков до конца войны находились в концентрационных лагерях. Но только тринадцати из них удалось выйти на свободу после окончания войны. Все они, включая капитана Анатолия Качараву, после освобождения из вражеского плена были помещены в специальный лагерь в Уфе. Только в 1961 году, после того как была напечатана в зарубежных газетах героическая эпопея гибели экипажа советского ледокола, с красочной фотографией тонущего парохода, моряков реабилитировали, а капитана наградили орденом Красного Знамени.

Однако вернемся теперь к нашему “Робинзону” Павлу Вавилову, единственному выжившему члену экипажа парохода.

Когда речь заходит о потерпевших кораблекрушениях, оказавших затем на уединенных и необитаемых островах, вспоминаем сразу замечательный роман Даниэля Дефо “Жизнь и необыкновенные приключения “Робинзона Круза”.

Советского машиниста парохода “Адмирал Сибиряков” Павла Вавилова, в труднейшие годы Отечественной войны, судьба забросила на необитаемый суровый остров в самом холодном Карское море российского севера, совершенно не приспособленным для жизни, продуваемым леденящими ветрами, превращающих его мокрые лохмотья в ледяной панцирь. Менее удачное место для жизни сложно себе представить.  Его соседями были лишь белые медведи, приручить которых по понятным причинам, было невозможно. На острове ему пришлось пережить немыслимые жестокие тяготы. Как же он оказался на этом острове?

Как уже было отмечено, одна из шлюпок была серьезно повреждена артиллерийскими орудиями врага. Почти все моряки в шлюпке были ранены, выброшены в воду от ударов снарядов и оказались затянутыми в воронку, образовавшуюся после затопления парохода. В шлюпке находился и Павел Вавилов. Он также был выброшен за борт, но сумел удержаться от гибельной воронки воде держась за деревянные обломки судна. Незамеченный немецкими моряками в ледяной воде, он смог забраться в полузатопленную шлюпку, где переоделся в сухую одежду расстрелянного немцами товарища, предварительно попросив у него прощения. В шлюпке, на свое счастье, он обнаружил маленький бочонок с пресной водой, топор, две коробки спичек, упаковку галет и револьвер наган. Подождав пока уйдет немецкий крейсер он приступил к поискам вещей, плавающих на воде. Удалось выловить еще часть имущества полярников: мешок с меховой одеждой и мешок отрубей в качестве корма для собачек, живущих на полярных станциях. Павел увидел неподалеку землю и направился туда, используя вместо весел деревянные обломки палубы.

Так он попал на необитаемый остров Белуха, где он прожил в одиночестве 36 дней. На острове оказался продуваемый холодными ветрами заброшенный полуразрушенный маяк. Как ему удалось выжить, сначала плавая в ледяной воде, затем прожить на безлюдном полярном острове 36 дней? Его “Робинзонада” на этом северном острове в суровых условиях показала, что уровень выносливости здорового человеческого организма чрезвычайно велик.  Первоначально он полагал что через два-три дня поисковая партия придёт на остров, рядом с которым пропал ледокол и заберет его. Но ждать ему пришлось долго. Ночевал он в старом насквозь продуваемом маяке, закутавшись в меховые тряпки. Но все равно холод и голод донимал его, и он чувствовал, что долго он так не выдержит.

Потянулись томительные дни ожиданий и бесплодных надежд.  Однажды мимо проследовал пароход. Он снял фуфайку и стал бегать по берегу размахивая ею, пытаясь привлечь внимание. Но его не увидели. Дров, чтобы развести костер, уже не было. Еще несколько раз мимо него проходили пароходы, и он по-прежнему бегал по берегу, размахивая фуфайкой, но никто не обращал внимание на безлюдный ледяной берег острова с бегающим человеком. Но неожиданно в очередной раз он увидел проплывающий мимо пароход и из последних нескольких дровишек, которые нашел на берегу, зажег костер, стал прыгать и махать руками, понимая, что доживает без тепла и пищи последние дни. 

О, радость! Его все-таки увидели люди с проплывающего мимо острова парохода “Сакко”, но к сожалению, шлюпка, которую они спустили, не смогла причалить к берегу из-за сильного прибоя и повернула назад. Отчаянию Павла не было предела. Но на следующий день за ним прислали гидросамолет, который не смог совершить посадку, но сбросил Павлу Вавилову мешок с едой, одеждой и табаком. Лишь через четыре дня самолет, управляемый опытным полярным летчиком И. Черевичным, будущим героем Советского Союза, смог посадить самолет на воду и забрать измученного моряка.

Павел Вавилов продолжал заниматься любимым делом, служить на пароходах Северного флота. Получил звание почетного полярника СССР.  Женился и вырастил двух дочек. А в 1960 году П.И. Вавилову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, с вручением Золотой Звезды Героя и ордена Ленина.

Но, к сожалению Павел Иванович Вавилов прожил недолгую жизнь. На ледяном острове он застудил почки, с которыми он долго маялся и скончался в январе 1966 года.

Именем мужественного советского Робинзона названы пароход и небольшой остров в Карском море. Вечная слава ему!

Материал изложен по послевоенным публикациям о подвигах моряков северного флота.

Владимир Коркош кандидат биологических наук, югниро Керчь