По летописи, арсеналу исторических событий Феодосия (Кафа), что означает «богом данная», не уступает античным Керчи (Пантикапей), Евпатории (Керкинитида), Симферополю (Неаполь Скифский) и другим городам Крымского полуострова.
Именно на месте древней Феодосии, существовавшей как пристанище для рыбаков, генуэзские купцы в 1266 году основали город под названием Кафа. Прежде в поселении обитали татары.
Дело в том, что в XIII–XIV веках происходил бурный рост экономического развития европейских стран и, соответственно, объемов производства товаров, а значит, и международной торговли для их сбыта с нарастанием объемов товарооборота. Доминирующие позиции в морской торговле заняли две итальянские республики — Генуя и Венеция, к тому времени владевшие флотом и опытом длительного мореплавания.
От крестоносцев, обладавших военной силой и влиянием, купцы получили право и привилегии на торговлю в черноморском регионе. Принялись активно обустраивать побережье Крыма. Купцы из Генуи оказались более энергичными и предприимчивыми. Быстрее, чем их соперники из Венеции, создали объекты инфраструктуры для прибыльной торговли.
Богатые генуэзцы выкупили землю у татар и обязались платить князю Оран-Тимуру пошлину за ввоз и вывоз товара.
С азартом занялись строительством жилья и других объектов на Карантинном холме и его вершине. От нападения извне окружили участок рвом и валом. Были построены не только склады для товаров и дома, но и больница, капелла, церковь, резиденция кафского консула. Помимо торговли генуэзцы занимались земледелием и виноделием, расширили сферу торговли, новые рынки сбыта товаров.
О процветании экономики свидетельствует тот факт, что население Кафы достигло 70 тысяч человек. Создав конкуренцию греческим купцам, обосновавшимся в Судаке, Кафа стала центром черноморской торговли.
РАДИ НАДЕЖНОЙ ОБОРОНЫ
Благополучный и богатый город не мог не привлечь внимание воинственных племен, жаждущих поживиться трофеями. Генуэзцы осознавали нависшую над ними угрозу нападения, поэтому позаботились о создании оборонительных сооружений. С момента основания Кафа была слабо защищенной. Но постепенно генуэзцы превратили ее в крепость. Возводили ее с учетом оружия, которое мог применить противник, в том числе первого огнестрельного — аркебузы, которое появилось в XIII веке. В качестве артиллерии применялись короткоствольные пушки — бомбарды.
С 1340 года деревянные сооружения вокруг города заменили семисотметровой каменной стеной двенадцатиметровой высоты и двухметровой ширины. На бруствере были устроены круглые бойницы для арбалетчиков и лучников. Около четырнадцати трех- и четырехстенных башен круглой и квадратной формы было выстроено по периметру крепости. Они являлись опорными пунктами, обеспечивавшими обстрел нападающих с фланга. Пять башен на расстоянии семидесяти метров обеспечивали обстрел врагов со стороны причала и морских ворот Кафы.
Самыми важными объектами крепости были: башня Климента VI и башня Джованни ди Скаффа. В первую из них невозможно было проникнуть с земли, так как вход был через проем второго этажа. А вторая башня выглядела как большой круг, диаметром 26 метров, толщиной два метра, и была построена из крупных пород известняка. Инженеры обустроили вокруг Кафы крепостные рвы шириной 10–30 метров и глубиной три-четыре метра. Они выполняли две функции: оборонительную и водоотводящую. Каменные стены оберегали каналы от размывания.
Внешнее кольцо обороны города составляло пять с половиной километров и включало около тридцати башен, построенных местными мастерами и ремесленниками.
Однако защита крепости со стороны моря была ненадежной, так как угрозам от корабельной артиллерии тогда не придавали большого значения. Военные конфликты между генуэзцами Кафы и венецианцами Судака завершались победой первых, которых поддерживала метрополия, то есть Генуя.
Во время блокады Кафы татарами ее защитники пополняли запасы продовольствия и оружия с помощью флотилии. Причал был надежно защищен, что позволяло проводить контратаки, высаживать десант в тылу врага.
Идиллия процветания была прервана нашествием варваров Золотой Орды, перед штурмом и коварством которых не устояли стены и защитники города.
ЧУМНАЯ ПОБЕДА ОРДЫ
В 1347 году монголо-татары во главе с ханом Джанибеком в очередной раз осадили Кафу. Возможно, жители бы и отразили штурм завоевателей, однако тогда же из азиатских степей пришла «черная смерть» — чума. Трупы своих умерших воинов монголо-татары катапультами стали забрасывать за крепостные стены на территории города. Это было первое документально подтвержденное применение бактериологического оружия. Защитники города, чтоб избавиться от заразы, бросали трупы в Черное море, но прибой возвращал их на берег.
Чума стремительно поражала жертв, что вызвало панику в охваченном эпидемией городе. Генуэзцы попытались на кораблях добраться до Италии, многих смерть настигла в пути. Чума прокатилась по Западной Европе, а оттуда она перебросилась в Россию. В этой страшной «жатве» погибло около 90% населения, что впоследствии было зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса как самая глобальная катастрофа в истории человечества. Упаси, Господь, людей от таких «рекордов».
Потребовались годы, пока жизнь в Кафе вошла в нормальное русло. Строительство цитадели завершилось в 1352 году. В черте города находилась 21 тысяча домов, и еще 4 тысячи — в его предместьях, которые были связаны шестью городскими воротами, в том числе Кайдагорскими, Садовыми, Воротами с надписями и Воротами Теодоро. Морские ворота состояли из двух башен, одна из которых замыкала два оборонительных кольца.
НА ПРИНЦИПАХ ДЕМОКРАТИИ
Как известно, Древняя Греция – Эллада считается родиной демократии, поэтому греки, верные традиции, распространяли ее на свои причерноморские колонии. По данным от 1386 года, основными жителями Кафы были греки (более 50%), армяне, татары, грузины, русские, готы, евреи, кавказцы (черкесы), венгры и болгары. Жителем мог стать почти любой желающий, взявший на себя обязательства по уплате налогов и давший присягу в присутствии пары свидетелей. Поощрялись браки генуэзских купцов с местными женщинами. Они получали льготы на строительство жилья и денежное вознаграждение. В результате смешанных браков появлялись демографические группы: пуланы, гасмулы, франко-кардасы.
Население делилось по социальному статусу на более привилегированную группу «генуэзских граждан» и менее привилегированную — «не генуэзских жителей». По религиозному признаку жители делились на латинян и католиков-переселенцев. Право решать судьбу города принадлежало тем, кто прожил в Кафе более года. Горожане имели свои законы, монеты, герб и управленческий аппарат.
Управляли Кафой консул, как представитель верховной власти, присылался из Генуи на один год, и совет из восьми представителей, избираемых на полгода из
36 уважаемых жителей Кафы методом жребия. Правитель Казарии управлял флотом, градоначальник заведовал хозяйственными вопросами, осуществлял надзор в городе, контролировал запасы продуктов. В роли сельского правителя был представитель власти для татар, который выбирался татарами и утверждался консулом. Во все объекты крепости назначались коменданты. В штате было два военачальника: один над городом, а другой — над наемными чужеземными воинами, а также штат судей. Территория города была разделена на шестьдесят участков — контрадо, сформированных по этническому и ремесленному признакам вокруг церквей, башен, ворот. Возникли кварталы армян и греков, сирийцев и латинян, кузнецов, каменщиков, скорняков.
Кафа, будучи процветающим городом, отличалась справедливыми решениями спорных ситуаций. Бывшие враги генуэзцев — татары стали друзьями, все конфликтные ситуации решали с помощью правительства Кафы.
В ее гавани стояло до 200 грузовых и военных судов. Для ближних перевозок использовались фусты, а для дальних — галеры. Галеры использовались для коммерческих и военных целей.
Генуэзцы распространяли христианство, строили церкви, школы и училища, быстро развивались, укрепляли торговые связи. Резким диссонансом демократическим достижениям являлся тот факт, что в Кафе действовал крупнейший в Европе рынок работорговли.
ОСАДА И ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ
Отношения между кафским правительством и Крымским ханством были напряженными. А после прихода к власти Хаджи-Герая в 1428-м противоречия лишь усилились. Он давно собирался покорить неприступную Кафу, изгнать генуэзцев из Крыма. Кафу опекало правительство Генуи, снарядившее в 1434 году 26 галер с войском в 6000 воинами для борьбы с воинами Хаджи-Герая.
Под предводительством Карло Ломеллино отряд генуэзцев сделал попытку захватить Солхат, но потерпел поражение и был полностью истреблен противником. Кафа была вынуждена заключить мир с татарами, выплатила большую дань.
Правители Кафы попытались переиграть татар. Тайно оказывали помощь в борьбе за власть шестому сыну Хаджи-Герая Менгли, который лояльно относился к Кафе. Но после того как в 1453 году турки захватили Константинополь, Кафа оказалась в блокаде. С 1453 до 1455 год османы не пропустили в Кафу из Генуи ни одного судна. И Генуя из-за банкротства не могла помочь своей колонии.
Летом 1454 года 56 турецких галер под началом адмирала Демир-Кяхьи пиратствовали в Керченском проливе. Турки собирались жестоко отомстить за убийство
15 своих моряков на рынке Кафы, но угрозу не осуществили. Однако оставили страх в душах жителей Кафы. Многие из них покинули город, оставшийся без защиты. Начался период исхода населения и упадка экономики.
Зимой 1475 года Кафу осадили крымские татары. Они обратились к турецкому султану с просьбой помочь в штурме крепости. Генуя не могла объективно оценить всю опасность, которая грозила Кафе.
В то же время турецкий султан
Мехмед II для господства на Черном море создал две группы войск. Сухопутные войска были отправлены в Молдавию, а морские — на штурм Кафы. 19 мая
1475 года экипажи из 353 кораблей, 3000 воинов, 120 понтонов с боевыми припасами и продовольствием во главе с флотоводцем Ахмед-пашой и военачальником Диагарж-Якубом устремились в Кафу. Крымские татары восторженно приветствовали турецкий флот в гавани города.
Силы были неравны, и на пятый день после штурма Кафы с использованием тяжелой артиллерии ее защитники потерпели поражение. Благодаря исследованиям ученых установлено, что не обошлось без предательства. Подкупленные турками жители города отдали врагам ключи от ворот крепости. Янычары действовали с особой жестокостью — уничтожили многих почетных жителей Кафы, опустошили склады, дома и магазины, взяли в плен тысячу молодых юношей и отправили их в Константинополь. «Отблагодарили» и предателей, пустивших в крепость, — отрубили им головы.
Следом за Кафой турками были захвачены и другие генуэзские укрепления. Впоследствии на руинах генуэзской колонии, подобно мифической птице феникс, возродилась Феодосия. О былых драматических событиях напоминают мощные стены крепости и найденные археологами артефакты, ставшие экспонатами музея.
Владимир ЖУКОВ.